Американский хип-хоп «оранжад» или кубинский Fuck Da US

Президент США приехал на Кубу. Исторический визит, как ни крути. По идее, тут должна была бы быть «аналитика» и рассуждения на тему «как так получилось, что они наконец встретились» — Куба, последовательный противник США и её империализма, и сам мировой жандарм, — но не будет.

Зато я предлагаю вспомнить совсем другое – о современных тайных операциях США на Кубе с целью устроить там «оранжевую революцию».

Речь идёт о вполне известных и даже обыденных вещах: как под видом помощи «кубинской демократии», штатовские международные агентства пытались инфильтровать те или иные слои и группы кубинского общества. Одним из самых ярких примеров, о котором хотелось бы поговорить, является попытка инфильтрации кубинского хип-хопа. Для начала зададимся вопросом: почему именно хип-хоп и почему именно инфильтровывать? В целом, ответ довольно банален: с точки зрения ряда современных теорий (социологических, культурологических и ряда других) критически важно для будущих преобразований получить влияние у той части населения, которая может стать их мотором. Причем, у этих групп должны быть очень серьёзные претензии к властям. В случае Кубы упор был сделан на молодежь и в первую очередь на черную молодежь. Молодежи в теоретических построениях современных «либерально-революционных» теоретиков отводится самая серьезная роль: этот слой (на самом деле слои) подвижен, она в той или иной степени отграничена от других возрастных страт особыми культурными предпочтениями, у них отличающаяся от других «культура потребления» и взгляды (при всей определенности, молодежь «ищет себя»), наконец, в силу большего давления безработицы в кризисные времена именно на этот слой (слои), он наиболее подвержен быстрой раскачке и политизации.

В 90-е и 2000-е для многих молодых афро-кубинцев хип-хоп оказался «своей музыкой». Основная масса хип-хоп исполнителей касалась наболевших тем: положения афро-кубинцев в местном обществе, связи поколений, в частности, через обращение к теме кубинской революции, влияние негритянской кубинской культуры на культуру острова вообще и т.д. Расцвет кубинского хип-хопа, когда он заявил о себе на весь американский регион, пришелся на 2000-е годы. Продюсеры приезжали на Кубу со всего региона, дабы успеть урвать перспективного артиста и вовремя его охомутать. Начиная с этого времени, USAID – известные «носители демократии» — начинают свою деятельность по проникновению в хип-хоп среду. Как отмечал один из исследователей кубинской афро-культуры (особенно хип-хопа), чиновники из Госдепа готовы были выпрыгивать из штанов, лишь бы узнать контакты исполнителей и его связи в кубинской хип-хоп среде. Как раскопала АР (Associated Press), всего USAID были заняты как минимум в трёх подрывных проектах, которые провалились.

Для облегчения действий на музыкальном направлении, USAID подключило компанию Creative Associates International, которая действует в качестве «проводника демократии» по всему миру, занимаясь разными проектами – от образования и до доступа к водным ресурсам бедного населения. Как видим, подход к проникновению в те или иные страны весьма продуман и избирателен. Он основан на том, что в той или же иной стране, находящейся в руках властей зависимых от, или же нет – здесь это не важно, любой внешней империалистической силы (в данном случае от США), всегда найдется море проблем. Главное – это предложить «грамотное их разрешение», такое, чтобы укрепить власть ТНК и империалистов над страной, заполучить (точнее даже, подкупить) поддержку местного населения и создать своих агентов влияния. Так, убиваются сразу же несколько зайцев: организации, которые бы защищали права и интересы местных жителей – рабочих, служащих, крестьян-батраков – изолируются и лишаются поддержки, а значит не могут серьёзно угрожать политической власти местных марионеток-олигархов и внешних концернов, а последние держат на крючке местных «баронов», чтобы особо не рыпались. Все по известному принципу: и эти овцы, и эти луга, и этот гребаный замок – все это будет, сынок, наше.

Но выгорает такая «беспроигрышная стратегия» не всегда.

В случае же хип-хоп исполнителей, провал был тем ярче, что даже самый оппозиционный исполнитель — Los Aldeanos – не собирался на тот момент не то что свергать, но даже покушаться на власть Рауля Кастро и ком.партии. Удар по самолюбию Райко Божича (Rajko Bozic), продюсера сербского происхождения, открыто симпатизировавшего правому ОТПОР-у (та самая, в первую очередь полит.технологическая, студенческая инициатива, которая участвовала в свержении Милошевича, лидеры которой в массе своей прямо работали с ультраправыми и правыми движениями и партиями), и приложившего максимум усилий, дабы охмурить члена группы Альдо Родригеса (Aldo Rodriguez), был крайне сильный.

Всё же, попытка заигрывания продолжались. Божич активно пытался свести вместе кубинских исполнителей и американское правительство. Чтобы облегчить все эти действия, в Панаме была создана компания Salida, возглавляемая юристом из Лихтенштейна. Борьба Божича с «комуняцкой цензурой» успеха не принесла: его, вместе с известным DJ Адрианом Монсоном (Adrian Monzon) и рядом других бойцов за «життя не по лжи», кубинское правосудие бодро сажало несколько раз за решетку. А потом был просто эпический провал, когда кубинская полиция взяла его с флешкой, на которой были задокументированы все, абсолютно все связи Божича с местной хип-хоп тусой, да и не только.

А потом Алан Гросс, ещё один фрахтовик местных музыкантов, был взят за то самое место и отправился греть своей задницей нары… Аж на 15 лет!! Жестокое и тираническое кубинское правосудие! Как оно могло? А вот просто. Взяло и смогло.

На этом приключение бравой панамы и бравых сербских братушек на карибах не окончились. После периодических посадок в тюрьмы, из игры выбыл Божич, которого заменил его верный кубинский напарник Монсон. Попытки заигрывания с кубинскими реперами продолжились, в частности, Los Aldeanos вывозились на «демократическую тренировку» в Сербию, на фестиваль EXIT (основан как раз Божичем, для целей сбора хип-хоп молодежи и последующей их обработки в нужном ключе). После этого, вместе с рядом кубинских знакомых, хип-хоперов удалось пристроить на Rotilla – крупнейший независимый муз.фестиваль в Кубе, где со сцены можно часто услышать откровенно анти-кастристские заявления.

Забава длилась недолго: в 2011 году Монсона взяли, после его попыток встречи в Майями со сторонниками «демократического переворота», и посадили. По фестивалю и подпольной хип-хоп сцене правительство нанесло несколько довольно жестких ударов, пересажав наиболее открытых сторонников сотрудничества с США, но пострадали так же и те, кто вообще ничего не предпринимал (по кубинским законам, сотрудничество с USAID, вообще любой иностранной организацией, в деле попыток свержения правительства, карается тюрьмой; успел что-то сделать причастный или же нет – властей не касается). Однако, в целом, кубинскую хип-хоп сцену это затронуло не настолько сильно, как могло бы показаться.

Так что, провокационное вмешательство USAID в деятельность кубинской музыкальной сцены могло привести не к «росту демократии», а скорее к гонениям. Что ещё раз подтвердило: империалистические «борцы за свободу» легко жертвуют свободой других и борются не за неё, а за интересы своих хозяев. В данном случае – США.

Как потом выяснилось, причиной провала деятельности американских агентств была не только активность местных властей, но и то, что большинство кубинских хип-хоп исполнителей либо имели возможности для критики власти и делали это открыто, либо делали это опосредованно, причем, практически все они в той или иной степени сотрудничали с кубинскими властями, либо работали с ними совместно. При этом, нисколько не отказываясь от уличного активизма, работы в афро-кубинских сообществах и т.д. Просто, для кубинских реперов наследие кубинской революции оказалось важнее, чем «демократические ценности», которые им впаривали главные не-демократы планеты.

Что касается попыток устройства переворота на Кубе таким вот «грамшианским» образом, они подтвердили простую истину – даже переворота на пустом месте не бывает.

Американский хип-хоп «оранжад» или кубинский Fuck Da US: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s